Дозирование нагрузок

15 ноября 2011

Подбирая материал, или, проводя занятия, тренер должен правильно дозировать нагрузки. Если мы говорим, что принцип прогрессирования подразумевает последовательное повышение нагрузок и требований, то не следует забывать, что всему есть предел.

Тренер совместно с врачом следит за состоянием спортсменов, наблюдает за объективными показателями состояния организма, должен прислушиваться к субъективным ощущениям каждого из них.

Планируя нагрузку, врач и тренер должны учитывать, что у спортсменов имеются значительные индивидуальные различия в развитии приспособляемости к нагрузкам, в течение процессов восстановления, уровне развития различных физических качеств, темпа нарастания тренированности и длительности поддержания спортивной формы, частоте возникновения и характера проявления признаков переутомления.

Поэтому одна и та же методика тренировки не на всех спортсменов оказывает одинаковое влияние, и даже у тех, кто тренируется одинаково, уровень тренированности может быть различным (С. П. Летунов).

Особенное внимание в этом плане требуют к себе молодые спортсмены. На сборах часто наблюдается тенденция к повышению объема работы. Иногда практикуют тренировочные занятия до 3 раз в день. В какой-то период это может быть и полезным, но, как правило, это создает напряженность обстановки, переутомляет центральную нервную систему и снижает работоспособность организма.

Если же сборы непосредственно готовят команду или отдельных спортсменов к соревнованиям, то тем более необходимо помнить, что нервные переутомления намного страшнее, чем недоработки в технике, тактике и даже общефизической или специальной физической подготовках.

Тренер может повышать эффективность занятий и, не увеличивая объема работы за счет интенсивности. При этом следует не забывать, что чем ближе соревнования, тем большая должна быть интенсивность в занятиях. Здесь увеличение интенсивности идет за счет уменьшения объема работы, объема нагрузок.

Имеется в виду уменьшение времени отводимого на выполнение тех или иных упражнений, уменьшение числа повторений, сокращение общего времени занятий.

Зато все упражнения должны выполняться на больших скоростях, сокращаются до минимума объяснения, простои, интервалы отдыха. Предельно повышается плотность занятий.

Естественно, что в этот период необходимо избегать разучивание новых элементов техники или новых тактических комбинаций, т. к. именно такой материал требует многих объяснений, поправок, остановок.

Тренер должен подвести своих учеников к соревнованиям с запасом энергии, с запасом желания к работе, с «мышечной радостью», как говорил известный педагог Ушинский. Это и будет состояние спортивной формы или оптимальной готовности к спортивным достижениям, которые приобретаются спортсменом в результате соответствующей подготовки на каждой новой ступени спортивного совершенствования (Л. П. Матвеев).

Мы из своей практики делаем вывод, что любые сборы с выездом отрывают спортсменов от привычных условий жизни. Ранний подъем и зарядка с последующим завтраком для тех, кто это не делает систематически, является не тонизирующим средством, а, наоборот, часто расслабляет.

Спортсмены, как правило, очень вялы и многие начинают испытывать потребность дополнительного сна. Часто на сборах после завтрака предусматривается та или иная форма тренировки. Вторая тренировка назначается на 6 — 7 часов вечера.

Участники длительных сборов, кроме физических нагрузок, испытывая постоянно нервные напряжения могут сделаться взвинченными, раздражительными в разговорах, как между собою, так и с тренером. Если все это меньше заметно в командах мужчин, то в командах женщин эти моменты имеют место и отрицательно влияют на подготовку к соревнованиям.

Отсюда можно сделать вывод, что длительный период тренировок (20 — 30 дней) на выезде может не дать положительного результата.


«Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов»,
А.Ф.Фролов

Читайте далее:

Самоучитель вольной борьбы