Организация и проведение учебно-тренировочной работы в период сборов

Главная / Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов / Организация и проведение учебно-тренировочной работы в период сборов

Данный раздел подготовлен совместно с Заслуженным тренером СССР М. Е. Коганом.

От организации проведения учебно-тренировочных сборов зависит их эффективность.

Наибольшей продуманности и трудности в работе требуют учебно-тренировочные сборы по подготовке команды к каким-либо соревнованиям. Обычно для этой формы работы отводится определенный этап подготовки, от эффективности организации которого зависят дальнейшие успехи команды.

Первое, что тренер должен часто определить
— это круг задач, поставленных для разрешения на данном сборе. Многие тренеры впадают в ошибку, расширяют эти задачи, пытаясь за короткий срок форсировать подготовку спортсменов, стараются устранить все изъяны, имеющиеся у них е общефизической подготовке, а также в технике и тактике. Как правило, такая постановка вопроса, не дает положительных результатов.

Больше того, берясь сразу за все, тренер подчас упускает решение каких-то главных вопросов. Участники сбора переутомляются физически, а главное, нервно. Становятся раздражительными, перестают верить в свои возможности, что затрудняет подведение их к спортивной форме.

Следовательно, первое о чем необходимо помнить, это реальность выполнения поставленных задач.

Но сужая задачи, мы не должны впадать в другую крайность. Нельзя проводить сбор, ставя задачи только совершенствования техники или тактики. Необходимо совершенствование техники проводить параллельно с совершенствованием специальной физической подготовки, совершенствованиё каких-то тактических систем с совершенствованием техники и т. п.

Поставив обоснованные задачи, тренер приступает к выбору средств и методов осуществления этих задач.

Средствами учебно-тренировочных занятий служат упражнения, развивающие общие физические качества, упражнения по развитию волевых качеств, упражнения по изучению или совершенствованию техники различных приемов, упражнения, направленные на ознакомление, изучение или совершенствование тактики.

Обязательным для проведения любого учебно-тренировочного сбора является использование оздоровительных сил природы, как средства укрепления здоровья, закаливания организма, повышения работоспособности спортсменов.

При планировании и проведении занятий преподаватель
— тренер прибегает к использованию различных методов выполнения упражнений (методы повторно-переменных нагрузок, интервальный, игровой, соревновательный).

Различные методы обучения и совершенствования техники, методы обучения и совершенствования тактики. Методы нравственного воспитания, психологической, теоретической подготовки и т. п.

Используя все многообразия имеющихся методов, тренер интереснее, продуктивнее проводит занятия, добиваясь быстрейшего решения поставленных задач.

Еще большее значение имеет правильный подбор учебного материала и организации занятий. От системы подбора материала зависит освоение тех или иных знаний и навыков. Хорошо подобранные упражнения способствуют также повышению эмоциональности в занятиях, повышают заинтересованность занимающихся, дают большой педагогический эффект.

Подбирая упражнения для изучения или совершенствования каких-то технических элементов, тактических связок, а в особенности упражнения для развития общей и специальной физической подготовки, тренер должен строго соблюдать методические принципы физического воспитания. Одним из основных таких принципов будет принцип доступности.

Все упражнения или задания должны быть для занимающихся доступной трудности, но не заведомо легкими т. к. первое порождает у тренирующихся неуверенность в своих силах, снижает их активность, и может повести к нарушению деятельности сердечнососудистой системы или к травмам, а второе понижает интерес у занимающихся, дает им возможность действовать без напряжений и не дает надлежащего эффекта.


«Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов»,
А.Ф.Фролов

Принцип систематичности подразумевает регулярность в занятиях и чередование работы с отдыхом. В период сборов, как правило, проводятся двухразовые занятия в день. Первое занятие может быть специализированная зарядка, или утренняя тренировка над совершенствованием техники и тактики игры. Второе занятие, проводимое вечером, является основным. Эта тренировка большая по объему и интенсивности нагрузок, здесь изучается новый материал, проводятся…

Подбирая материал, или, проводя занятия, тренер должен правильно дозировать нагрузки. Если мы говорим, что принцип прогрессирования подразумевает последовательное повышение нагрузок и требований, то не следует забывать, что всему есть предел. Тренер совместно с врачом следит за состоянием спортсменов, наблюдает за объективными показателями состояния организма, должен прислушиваться к субъективным ощущениям каждого из них. Планируя нагрузку, врач…