Принцип систематичности

Принцип систематичности подразумевает регулярность в занятиях и чередование работы с отдыхом.

В период сборов, как правило, проводятся двухразовые занятия в день. Первое занятие может быть специализированная зарядка, или утренняя тренировка над совершенствованием техники и тактики игры. Второе занятие, проводимое вечером, является основным.

Эта тренировка большая по объему и интенсивности нагрузок, здесь изучается новый материал, проводятся различные прикидки, контрольные игры, соревнования. Выходные дни могут устанавливаться через 3 — 4 рабочих дня, в зависимости от продолжительности сборов, оставшегося времени до соревнований и т. п.

Принцип постепенного повышения требований или как часто говорят, принцип прогрессирования заключается в том, что тренер должен подбирать так материал, чтобы постепенно повышать нагрузки, усложнять задания, увеличивать требования. Тренирующиеся должны четко представлять индивидуальные задания на отдельные отрезки сборов. Причем, по мере выполнения их, переходить к отработке более трудных нормативов.

Тренеру необходимо добиваться такого положения, когда занимающийся сознательно и активно проявляет себя в тренировках. Причем результаты работы будут значительно лучше, если каждый член команды хорошо понимает значение данного периода подготовки и выполняет ту или иную работу не только потому, что этого требует тренер, а потому, что сознательно представляет необходимость такой работы.

Первостепенная роль тренера в этом педагогическом процессе несомненна. От его вдумчивости, усидчивости, изобретательности и творчества зависит хорошая подготовка к любому занятию.

Проводя занятия на открытом воздухе, тренер-преподаватель прежде всего должен полнее использовать то, чего он не давал ранее и не сможет дать потом, вернувшись в привычные условия работы. Очень полезно проводить занятия на песчаном берегу, занятия в воде или на пересеченной местности. Используя песок, преподаватель увеличивает воздействие любых упражнений. Особенно большую нагрузку можно получить, применяя разновидности бега вверх по песчаным дюнам. Различные прыжки и подскоки на песке, эстафеты, подвижные игры и т. п.

На воде можно не только плавать или заниматься греблей. Хорошо проводить занятия на озере или речке с ровным дном, и с глубиною воды от 50 до 100 см. На таких участках можно бегать, прыгать, упражняться в выполнении элементов борьбы, играть в любые подвижные игры, работать с мячом. Вода, создавая дополнительные сопротивления, помогает развивать мышечную силу, выносливость, прыгучесть.
Не менее интересно можно строить занятия на пересеченной местности. Совершая походы, бегая кроссы, проводя марш-броски, а также упражнения с метаниями, лазанием по горам и т. п.

Умело сочетая занятия, проводимые на площадках или стадионе, с занятиями на местности или в воде, тренер имеет возможность поддерживать заинтересованность занимающихся и быстрее добиваться желаемых результатов.


«Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов»,
А.Ф.Фролов

Читайте далее: