Значение тренера
Значение тренера трудно переоценить.
Тренер секции вольной борьбы — обязанность почетная и ответственная. Он центральная фигура в секции. От его умения передать знания ученикам, умения заинтересовать и увлечь обучаемых, привить им трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели зависят спортивные достижения, да и не только спортивные.
Творческое содружество ученика и тренера, обычно значительно отличающихся друг от друга по возрасту, жизненному и спортивному опыту, продолжается не один год. Вначале, когда ученик делает в спорте свои первые шаги, когда его опыт и знания в этом деле незначительные, многие понятия, суждения, взгляды, прививаемые ему тренером, он воспринимает как непреложные истины. В этот период особенно большое значение приобретает личный пример тренера. Его речь, облик, образованность, отношение к людям и делу становятся эталоном для молодого борца.
Именно на первых шагах в спорте закладываются многие качества и навыки, создающие человеческий портрет спортсмена на годы вперед. Тренер должен по-настоящему заинтересовать спортсмена данным видом спорта. Он должен постепенно, без нажима, воздействовать на спортсмена, воспитывая в нем необходимые качества и прививая фанатическую преданность вольной борьбе.
Путем бесед производится знакомство новичка с членами секции, ее историей и лучшими людьми. Он постепенно вводится в курс и существо дела, которому пришел учиться. Особенно велико значение вновь приобретаемых знакомств. Ведь новые товарищи окажутся на первых порах авторитетными людьми в отношении восприятия и оценки происходящего. Через них новичок воспринимает дух товарищества и творчества, царящий в коллективе.
Постепенно с ростом специальных знаний и опыта спортсмен начинает более критично относиться к происходящему вокруг. У него все чаще и резче будет проявляться индивидуальность в суждениях и взглядах. В это время меняется отношение к тренеру. Тренер становится как бы старшим опытным товарищем, здраво и рассудительно помогающим разобраться во многих спортивных и жизненных тонкостях.
Нередко тренер, стремясь расположить к себе ученика, начинает потакать ему во многом.
Это неправильно!
Еще хуже, если тренер, как дымовой завесой, окутывает его своей опекой и вниманием. Особенно часто это бывает в случаях, когда ученик на первых порах достигает определенных успехов. В этом случае быстро появляются и растут симптомы зазнайства, неуважения и пренебрежения к товарищам, коллективу, да и к самому опекуну-тренеру. Тренер может дружить с учеником, но только эта Дружба никогда не должна переходить в панибратство.
Иногда приходится видеть, как тренер восхваляет себя: «я так делал… Я проводил прием так…» Беседа с таким человеком быстро становится неинтересной. Надоедает бесконечное и несамокритичное какие. Такие советы не дают желаемого результата, лишь в невыгодном свете показывают самого тренера.
«Вольная борьба», С.А.Преображенский