Радости и огорчения
На трудном борцовском пути спортсмена ожидают радости и огорчения.
Радость победы вызывает подъем моральных и физических сил, порой ликование. «Пережить» победу не так уж трудно. Но при этом не нужно забывать и про то, ценой каких усилий она досталась, какие ошибки при этом были допущены.
Спортсмену нужно быть самокритичным и объективным в оценке происшедшего. Не менее острые, но совсем противоположные эмоции и чувства вызывает поражение или какая-либо другая неудача.
Помочь спортсмену пережить горечь поражения гораздо нужнее, чем разделить радость победы. Тем более никогда не следует ругать проигравшего сразу после схватки за допущенные им ошибки и просчеты. Наоборот, нужно поддержать его бодрость. Похвалить за проявленное мужество, смелость и т. д. Не может быть, чтобы в схватке все было плохо. Вот об этом хорошем и следует говорить.
После того как спортсмен успокоится, можно разобрать схватку, вскрыть причины, приведшие к поражению. На разборе надо поговорить о том, как устранить недочеты, здесь же наметить план дальнейшей учебно-тренировочной работы с учетом полученного урока.
Задача тренера — помочь ученику дать правильную оценку достигнутому результату, будь то победа или поражение. Помочь найти наиболее правильный и кратчайший путь к спортивным успехам. Тренер должен помнить, что ему поручено воспитание не только сильных спортсменов, но и воинов Советской Армии.
Иногда бывает и так, что тренер растит, растит ученика, а он возьмет да и уйдет к другому тренеру и там покажет высокие результаты. Такому тренеру удалось вырастить лишь сильного спортсмена, однако вопрос воспитания ему явно не удался, не сумел он привить уважения к себе и коллективу секции, в котором находился данный спортсмен.
«Вольная борьба», С.А.Преображенский