Оператор

9 июля 2010

В эпоху научно-технической революции на первый план выдвигаются профессии, для которых характерна высокая нервно-эмоциональная напряженность при малой подвижности и отсутствии физических нагрузок. Уже само по себе такое сочетание является предпосылкой для появления болезней адаптации.

Оператор — это обширная категория людей, функционирующих в так называемых человеко-машинных системах. Речь идет о комплексе технических средств, приводимых в действие человеком. Людей, ответственных за целесообразное использование техники, в специальной литературе называют людьми, принимающими решение, — ЛПР.

Оператор легкими поворотами рычагов на пульте управления приводит в движение турбины гидростанций или валы прокатного стана, систему автопилота или автоматическую линию сложнейших станков, осуществляет сложные и запутанные маневры по формированию составов на механизированной горке… Практически к категории ЛПР можно отнести огромное большинство профессий в современной промышленности и народном хозяйстве.

Вот как описал работу диспетчера аэропорта американский писатель Артур Хейли в романе «Аэропорт»: «Умение напрягаться — напрягаться намеренно и сознательно было особенностью их профессии. Диспетчеры говорили: «Надо обостриться»… без этого нельзя приступать к работе. Наряду с умением обострять мысли и чувства от диспетчера требовались еще собранность и железное спокойствие. Эти два требования, трудно совместимых в одном человеке, изнуряли нервную систему…»

Вспомним работу оператора и диспетчера на железнодорожном транспорте.

Их труд характеризуется прежде всего резкой ограниченностью движений: человек буквально «прикован» к пульту, ни на минуту не может от него отойти. При этом он все время находится в сидячем положении, отчего в ногах появляются выраженные застойные явления, после смены заметно, например, увеличение обхвата голени.

В. Н. Васильев, доктор медицинских наук, профессор
«Физкультура и спорт», Н.Н.Огородникова

Читайте далее:

Самоучитель вольной борьбы